Ролики заднего переключателя скоростей являются важной составляющей приводной части велосипеда. Их изношенность напрямую влияет на точность работы механизма, переключающего передачи. При эксплуатации ролики постепенно стираются и их состояние заметно ухудшается. Они могут прослужить от 3000 до 10000 км. Это в первую очередь зависит от качества материала роликов, вида подшипников, а также от условий их эксплуатации. Если основное передвижение происходит на асфальтном покрытии, то срок службы роликов будет больше, чем при частой езде по пыльным и грязным участкам.
Задний переключатель включает в себя верхний направляющий ролик и нижний натяжной. Конструкция этих двух роликов немного отличается друг от друга, поэтому они не могут быть взаимозаменяемыми.
Верхний ролик необходим для удержания цепи напротив одной из задних звезд велосипеда, а для этого от него требуется четкое вращение, отсутствие заметных люфтов и повреждений. Также он нивелирует погрешности работы самого переключателя за счет наличия небольшого люфта по оси, который и позволяет удерживать цепь ровно напротив звезды.
Нижний ролик избавляет цепь от провисания, удерживая ее в постоянном натяжении.
У обоих роликов присутствуют скосы сбоку зубьев, что обеспечивает мягкость и тихость работы при взаимодействии с цепью.
В основном, такие ролики изготавливают из пластика, но бывают и алюминиевые. Ролики из стали попадаются крайне редко. На бюджетных вариантах изделий применяют подшипники скольжения, а для дорогих роликов используют керамические подшипники скольжения и качения. Самые качественные ролики работают на промышленных подшипниках.
Если передачи переключаются не точно или некоторые вообще не переключаются, то это может быть признаком изношенности роликов. Сначала нужно убедиться, что цепь не изношена и имеет необходимую длину, а также проверить состояние кассеты звезд. Если все в порядке, то об износе роликов скажет самопроизвольное соскакивание цепи со звезды или она наоборот тяжело забирается. Также цепь может подклинивать или слетать с самих роликов. В этих случаях потребуется замена обоих роликов.
Допускается люфт верхнего ролика до 0,5 мм, а нижний должен быть практически без люфта.