Представьте ситуацию: вы мчитесь с горки, наслаждаясь скоростью и свежим ветром, который приятно обдувает лицо, как вдруг вперед появляется неожиданное препятствие — выбоина, резкий поворот или другой велосипедист. В такие моменты от неприятных последствий может спасти только правильно настроенная тормозная система.
Именно поэтому знание о том, как настраивать тормоза на велосипеде, — это не просто часть технического обслуживания, но и вопрос вашей безопасности. Разберемся в этой теме подробнее вместе со специалистами интернет-магазина «Велопланета».
Многие новички в мире велосипедного спорта относятся к регулировке тормозной системы как к чему-то необязательному. «Главное, что велобайк едет», — думают они до тех пор, пока не оказываются в ситуации, когда от надежности тормозов зависит их здоровье и даже жизнь. Рассмотрим основные причины, указывающие на необходимость проводить настройку регулярно:
Именно поэтому мы рекомендуем заблаговременно узнать, как отрегулировать тормоза на велосипеде. Это позволит вам сохранять уверенность при любых обстоятельствах.
Существует несколько «тревожных звоночков», которые указывают на то, что вам нужна настройка тормозов на велосипеде. Среди них:
Кроме того, следует позаботиться о мерах профилактики. Во-первых, обязательно проведите регулировку, если вы приобрели новый велосипед, ведь заводская настройка редко бывает идеальной. И проблема здесь не в низком уровне ответственности производителя. Стоит понимать, что каждый райдер имеет свои потребности и предпочтения, поэтому велобайк придется настроить «под себя».
Во-вторых, обязательно проверяйте положение тормозов перед началом велосезона или после долгого хранения велобайка без эксплуатации. Настройка также понадобится, если вы купили в интернет-магазине «Велопланета» новые тормозные колодки и недавно установили их.
Подготовку к регулировке тормозов необходимо начать со сбора нужных инструментов. Лучший вариант — покупка готового набора, в котором есть все необходимое. Если такой возможности нет, найдите две отвертки — плоскую и крестовую. Также понадобится набор гаечных ключей, шестигранник, прокладка-клин для настройки зазора. Для очистки элементов пригодится чистая ветошь.
Процесс настройки тормозов состоит из нескольких ключевых этапов. Рассмотрим каждый из них более подробно:
В конце необходимо обязательно проверить корректность работы системы. Этот процесс также состоит из нескольких этапов. Прежде всего начните вращать колесо на стенде и несколько раз нажмите на рычаг тормоза — остановка должна происходить мгновенно. Затем проведите контрольный выезд и произведите несколько резких торможений.
На первый взгляд может показаться, что процесс настройки тормозной системы очень сложный. Но не все так страшно: проведя самостоятельную регулировку несколько раз, вы с легкостью сможете справляться с данным процессом в дальнейшем. А при возникновении вопросов вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам интернет-магазина «Велопланета».
Современные производители предлагают три основных типа тормозных систем. Наиболее бюджетными считаются ободные тормоза, а вот дисковые механические и гидравлические механизмы чаще устанавливаются на профессиональных велобайках. Разберемся с особенностями каждого вида более детально.
Самый распространенный тип тормозов на велосипедах среднего класса требует особого внимания к параллельности колодок относительно обода, симметричности расположения рычагов, силе возврата пружин и чистоте поверхностей.
Чтобы система работала без перебоев, необходимо тщательно следить за целостностью тросов. Если вы заметили разрыв волокна или потертости на покрытии, необходимо провести замену компонента.
При регулировке начните с очистки обода и колодок — это поможет визуально оценить состояние компонентов и проверить уровень их износа. Затем ослабьте крепежный болт колодки и выставьте ее параллельно ободу.
После можно переходить к регулировке угла атаки. В правильном положении передняя часть колодки должна касаться обода немного раньше. Повторите эти же действия со вторым элементом.
Затем настройте натяжение троса и отрегулируйте баланс пружин. Если все сделано правильно, регулировку можно считать завершенной — вам остается лишь провести тест-драйв.
Современные дисковые тормоза — это более надежное и долговечное решение. Они делятся на две большие группы: механические и гидравлические.
В случае с механическими системами настройка включает в себя проверку зазоров между колодками и ротором, параллельности колодок диску, а также оценку чистоты поверхности и состояния компонентов.
Начните с проверки ротора на наличие биений в корпусе. Затем, как и в предыдущем случае, очистите тормозную систему от загрязнений, а затем отцентрируйте калипер относительно ротора. Настройте положение внутренней колодки и ход внешней, проверьте свободный ход тормозной ручки.
В некоторых случаях подтяжкой и отцентровкой не обойтись. Если вы заметили, что колодки начали стираться, необходимо как можно скорее произвести их замену. Но стоит отметить: на дисковых системах износ происходит гораздо медленнее, чем на ободных.
Гидравлическая система — это самый технологичный и современный вариант. Она обеспечивает максимально легкое и четкое торможение без особых усилий, максимальную отзывчивость и эффективность при любых погодных условиях.
Эти тормоза часто называют самонастраиваемыми. Однако возникают ситуации, когда во время езды райдер замечает посторонние звуки, например, скрип или шелест, а также сталкивается с тем, что рычаги на руле начинают работать менее плавно.
Это знак того, что тормоза нуждаются в настройке. Для начала нужно открутить винты, которые фиксируют калипер в адаптере. Затем нужно сжать тормозную рукоятку и закрепить ее с помощью троса или изоленты.
Обратите внимание: ротор должен находиться строго посредине прорези калипера, а колодки располагаться симметрично. После этого прокрутите шину и проанализируйте, достаточно ли трение. Если слышно шарканье с перерывами, то ротор немного прогнут.
В целом процесс не требует особых технических знаний или навыков. Главное — подойти к вопросу ответственно и без спешки, тщательно проверить все крепления и бережно обращаться с хрупкими элементами.
Разобравшись с тем, как настроить дисковые тормоза на велосипеде, обратите внимание и на другие лайфхаки. Во-первых, проверяйте настройку на подвешенном велосипеде. Во-вторых, делайте тестовое торможение на малой скорости.
Помните и о запретах: для смазки системы нельзя использовать WD-40 и аналоги, машинное масло, тосол. Также старайтесь не касаться тормозных поверхностей руками и не пренебрегайте чисткой перед настройкой.
Не забывайте, что правильно настроенная система — это гарантия безопасности на дороге. Поэтому мы не рекомендуем пренебрегать регулярным обслуживанием, особенно если вы заметили какие-либо отклонения в работе.
Помните: лучше потратить несколько часов на регулировку, чем позже жалеть о последствиях неправильной работы. Если вы не уверены в своих навыках — не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам веломастерской и интернет-магазина «Велопланета».
И напоследок: регулярно проверяйте работу тормозов перед каждой поездкой. Простой тест может предотвратить неприятные сюрпризы.