Горные велосипеды, более известные как МТБ, существенно отличаются от городских и шоссейных моделей. Эти байки едва ли не самые молодые из всех, но сейчас занимают наибольшую долю на рынке. Что они собой представляют? Какие есть типы и виды МТБ? Давайте рассмотрим подробнее.
МТБ - это от английского Mountain Bikes, что и означает "горные велосипеды". Впервые их начали использовать в 70-х годах прошлого века, когда группа друзей из Калифорнии, включая Гари Фишера, Джо Бриза, Тома Ритчи и Чарли Келли, начала модифицировать свои старые городские велосипеды. Они усиливали рамы и устанавливали компоненты с мотоциклов, чтобы спускаться на бешеной скорости с местных холмов.
Это стало зарождением эры маунтинбайкинга и дало начало долгому пути развития горных велосипедов. Ныне они уже очень изменились по сравнению с древними "родственниками", и появилось много дисциплин с MTB, а также соответствующих типов конструкций, к ним подходящих. Правда, не утихают поныне споры по поводу правильной классификации MTB-велосипедов, так что нужно разобраться, какие их типы и виды сейчас различают.
Для этого за основу чаще всего берутся стили катания на горном велосипеде, ведь хотя некоторые из них и используют одинаковые по конструкции модели, однако имеют важные отличия, из-за которых их нельзя отождествлять.
Этот стиль катания - прямой потомок тех самых бешеных покатушек в Калифорнии 50-летней давности. Как говорит его название, это скоростной спуск с горы. Он может происходить по трассе как естественного, так и искусственного происхождения, на которой встречаются корни деревьев, камни, обрывы, средние и большие трамплины и тому подобное.
Трек по даунхиллу может проходить также по городским улицам, перепад высот может составлять до 500 м на каждые 1,5-2 км. Байк для такой дисциплины должен справляться практически с любыми нагрузками, так что обычно это двухподвес, у которого ход подвески равен около 200 мм, вилка используется двухкоронная, с таким же ходом.
Рама для Downhill чаще всего алюминиевая или карбоновая, реже бывает хромо-молибденовой. Компоненты для этого байка изготавливаются устойчивыми к нагрузкам, но легкими, в этих велосипедах мощные тормоза и глубокий рисунок протекторов среди всех MTB-дисциплин. Вместе с тем трансмиссия ДХ-байков упрощена, а особенными их делает специальная геометрия рамы с длинной колесной базой и низким центром тяжести, а также малый угол наклона рулевого стакана. Благодаря этому велосипеды более стабильны на высоких скоростях, лучше преодолевают препятствия, минимизируют риск падения.
Для фрирайда используются такие же по конструкции горные велосипеды, что и для даунхилла, и это извечный предмет споров среди MTB-байкеров. Обе дисциплины очень похожи между собой, но во фрирайде важна не скорость спуска, а сложность трассы, и к тому же значение имеет зрелищность заезда.
Производители могут выделять или не выделять в отдельную категорию фрирайдные велосипеды, которые отличаются от ДХ-байков разве что меньшим ходом подвески и вилки. Поэтому при выборе ориентироваться лучше не на название типа байка, а на его конкретные характеристики.
В MTB эндуро пришло из мотоспорта, и это езда на высокой скорости по очень пересеченной местности, где встречаются в основном спуски, но 10-15% дистанции могут занимать и подъемы. Для эндуро велосипеды используются двухподвесные, они не такие прочные и тяжелые, как даунхильные. Ход подвески у них составляет 150-180 мм, вилка используется однокоронная.
Вилка и задний амортизатор имеют функцию блокировки, чтобы подвеска не раскачивалась и позволяла эффективно педалировать на длительных подъемах. Часто в конструкции велосипедов для эндуро применяются подседельные телескопические штыри, дающие возможность поднимать седло на подъемах и опускать на спусках. Общая геометрия менее агрессивная, трансмиссия имеет много передач. Интересно, что для Enduro могут использоваться даже хардтрейлы.
All mountain объединяет фрирайд и эндуро, поэтому и велосипеды для него имеют характеристики, удовлетворяющие потребности этого стиля езды. Обычно они используются для преодоления дистанций по не слишком сложной горной местности.
Особых отличий от байков для эндуро олл-маунтинговые не имеют. Это, как правило, двухподвесы, у которых ход варьируется от 130 до 180 мм. У разных производителей название All Mountain может применяться для разных типов велосипедов, что приводит к путанице, как и в случае с фрирайдом, поэтому более распространен другой термин - трейл.
Трейл-велосипеды считаются самыми популярными для экстремального катания среди любителей. Они имеют менее агрессивную геометрию по сравнению с Enduro, ход подвески - 120-150 мм, менее требовательны к технике езды. Именно поэтому эти велосипеды обычно встречаются в байк-парках и на горных тропах.
Стиль кросс-кантри предполагает гонки по не очень пересеченной местности, например, полями, лесами. Подъемы и спуски довольно пологие, а на первый план выходит выносливость спортсмена. Из-за низкого травматизма и доступности Cross Country считается самым популярным среди всех стилей MTB.
Байки для этого стиля используются такие, как хардтрейлы и двухподвесы с ходами 100-120 мм, что создает баланс между амортизацией на спусках и эффективностью на подъемах.
Фэтбайки еще недавно воспринимались исключительно как экзотика, но на сегодня уже стали настолько привычным явлением, что почти никого не удивят. Эти велосипеды отличаются прежде всего установленной на них широкой резиной - от 4 дюймов. В результате они могут запросто ездить по хрупким и сыпучим поверхностям вроде песка или снега, а также по мягкому грунту.
В основном фэтбайки выпускаются как ригиды, ведь объемные колеса эффективно гасят вибрации, спокойно преодолевают такие препятствия на пути, как камни или корни деревьев. В то же время можно встретить также и феты двухподвесы или с амо вилкой.
Хотя туринговать в принципе возможно на любом удобном и выносливом байке, именно MTB-велосипедам отдается предпочтение, если на маршруте отсутствуют или практически отсутствуют дороги. Туристические МТБ - это обычно хардтрейлы или даже ригиды, потому что раскачивание подвески может мешать педалировать и отнимать силы. Adventure-модели очень похожи на трейловые, но оснащаются более широкими покрышками, имеют более комфортный руль, дополнены креплениями на раме для аксессуаров, сумок.
Горные велосипеды, как видите, бывают очень разными, но их объединяет то, что они прочные, часто имеют амортизацию, широкие покрышки с глубоким рисунком протектора, устойчивые колеса и геометрию, которая лучше всего соответствует особенностям того или иного стиля катания по пересеченной местности, холмам, горам. Они позволяют преодолевать маршруты любой сложности и получать от маунтинбайкинга настоящее удовольствие.
Хотите узнать больше? Заходите на наш YouTube канал